V фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи»


18, 22 и 25 ноября 2016 года в Белгородской государственной филармонии приподдержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области прошли концерты юбилейного V фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи». Юбилейные ассамблеи совпали с 50-м юбилейным сезоном Белгородской филармонии и были посвящены «Серебряному веку» в русском искусстве – одному из самых богатых в культурном отношении периодов нашей страны.

Фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» по праву стал одним из культурных брендов города, гордостью Белгородчины. В концертах фестиваля традиционно принимают участие выдающиеся деятели культуры и искусства, вносящие весомый вклад в культурное наследие России. В 2012 году на торжественном открытии Первого фестиваляприсутствовал потомок знаменитого дворянского рода Шереметевых, имевших прямое отношение к белгородской земле и развитию ее культуры, – ректор Русской консерватории имени Сергея Рахманинова в Париже граф Пётр Шереметев. На одной сцене вместе с белгородским симфоническим оркестром под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина, оркестром русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова, заслуженным артистом РФ Владимиром Бойко выступили ведущие московские солисты оперы, Праздничный Патриарший мужской хор Свято-Данилова монастыря (художественный руководитель и главный регент хора – Георгий Сафонов) и Имперский русский балет Гедиминаса Таранды.

Второй фестиваль (2013) подарил белгородцам выступления камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета,арт-проекта «ТенорА XXI века», солировавших под аккомпанемент симфонического оркестра филармонии под управлением Рашита Нигаматуллина, и вторую встречу с Патриаршим мужским хором Свято-Данилова монастыря.

Посвященный творчеству Георгия Свиридова Третий фестиваль ассамблей в своих музыкальных вечерах представил музыку композитора в исполненииизвестных солистов московских театров Александра Скварко, Павла Черных, Анатолия Зайченко, а также солисток Белгородской филармонии – лауреата международных конкурсов Галины Зольниковой, заслуженных артисток России Нины Стрижовой и Светланы Ломоносовой. Кроме того, Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» , читал которую народный артист России Валерий Баринов, стали блестящим завершением фестиваля 2014 года.

Четвертые и пятые «Шереметевские музыкальные ассамблеи» объединили несколько видов искусств.Музыке, изобразительному искусству и литературе XIX века был посвящен Четвертый фестиваль (2015). Слушатели имели возможность насладиться выступлениями молодых прогрессивных исполнителей современности – итальянской пианистки Ванессы Бенелли Мозел, известного российского скрипачаНикиты Борисоглебского, виолончелиста-виртуоза, арт-директора первого в России виолончельного фестиваля VIVACELLO Бориса Андрианова, солировавших в сопровождении белгородского симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова. «Маленькую торжественную мессу» Дж. Россини исполнил на белгородской сцене московский хор Государственной академической симфонической капеллы России под управлением главного дирижёра – народного артиста РФ Валерия Полянского вместе с симфоническим оркестром Белгородской филармонии и солистами Москвы.Фестиваль в прошлом году завершили шедевры оперной классики XIX века в исполнении народной артистки Республики Северная Осетия–Алания Вероники Джиоевой в сопровождении симфонического оркестра филармонии под управлением главного дирижера Рашита Нигаматуллина.

Пятый юбилейный фестиваль 2016 года последовательно представил слушателям музыкальные, литературные (поэтические) и танцевальные (балетные) шедевры Серебряного века.

В программе первого – музыкального – дня фестиваля 18 ноября значились сочинения С. Прокофьева и С. Рахманинова. В первом отделении концерта в сопровождении симфонического оркестра под управлением Рашита Нигаматуллина народным артистом России Николаем Луганским был исполнен четырехчастный Концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. Прокофьева.

cher4030

Тонкий и глубокий звук фортепиано солиста в сочетании с четкой артикуляцией и хрустальной точностью прикосновения очаровывал публику. Блестящая техника, феноменальная виртуозность, артистизм и большая чувственность, – качества, отличающие фортепианную игру пианиста, – изящно соединялись с выразительным звучанием струнных и деревянных духовых инструментов (в экспозиции), мощью оркестровых аккордов меди (во второй части и финале), стремительной точностью ударных.

За прелюдией соль-диез минор С. Рахманинова, исполненной на bis Н. Луганским в завершение первого отделения, последовала кантата С. Рахманинова «Весна» для баритона, хора и оркестра, открыв второе отделение. В этом произведении слились проникновенные голоса камерного хора Белгородской филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева), выразительный баритон заслуженного артиста Республики Карелия Владимира Целебровского и филигранное звучание симфонического оркестра.

cher4252

Фестивальный вечер был завершен «Скифской сюитой» С. Прокофьева. Это был целый парад инструментальных тембров с дерзкими ритмами, отчаянными аккордовыми комплексами на динамике fortissimo, великолепными оркестровыми tutti, нежно-ангельскими переливами арф (Инна Макаренко, Анна Шкуровская), отдаленными завуалированными звучностями, прозрачностью струнных.

22 ноября состоялся второй день фестиваля, который был посвящен русской поэзии.

22

Народный артист России Валерий Баринов и заслуженная артистка России Ольга Кабо на сцене Большого зала Белгородской филармонии представили белгородцам музыкально-поэтический спектакль «Ты не становишься воспоминаньем» (музыкальное сопровождение – заслуженный артист России Матвей Костолевский, альт).

44

Пылкая и страстная, тонкая и нежная поэзия звучала в этот вечер. Слушатель насладился поэтическими шедеврами Есенина, Блока, Пастернака, Шекспира, Цветаевой, Ахматовой, Бродского, Тарковского, а также прозой Бунина, Зайцева и Паустовского. В уютной камерной обстановке два героя – Мужчина и Женщина – делились своими сокровенными чувствами, мыслями, переживаниями, воспоминаниями. Они говорили о любви и ненависти, о моментах печали и радости, их переполняли эмоции, они обвиняли друг друга и тут же признавались в любви. И тогда, когда слов могло казаться слишком мало, чтобы передать весь накал их чувств, в самых драматически напряженных и важных моментах, звучала музыка, звуки которой словно примиряли героев. Это были фрагменты из сочинений П. Чайковского («Апрель» из цикла «Времена года»; побочная партия 6-й симфонии), Л. Бетховена (8-я соната для фортепиано до минор ор.13 «Патетическая»), Ф. Крейслера («Муки любви»), Г. Форе, В. Монти.

33

V юбилейный фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» завершился 25 ноября феерическим балетом. Прима-балерина Мариинского театра, народная артистка РФ Юлия Махалина и ее коллеги – солисты Мариинского театра Роман Беляков и Александра Иосифиди, лауреат международного конкурса артистов балета «Арабеск», приглашенная солистка балета Эрмитажного театра Елены Коцюбира и заслуженный артист РФ, лауреат международных конкурсов Алексей Насадович представили балет-гала «Воспоминания о «Русских сезонах» в Париже». На одной сцене с петербургскими артистами в дуэте с Юлией Махалиной выступил белгородский пианист – лауреат международных конкурсов Владимир Исаев, а также молодые белгородские артисты балета Карина Бабакина и Владимир Таранюк и другие артисты – участники театра «Молодой балет» Белгородского государственного института искусств и культуры (руководитель – Виктор Ганженко).

21

 

В программе вечера была представлена балетная классика, входившая в репертуар знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже и покорившая страны Европы в первые десятилетия ХХ века. В исполнении главный героини вечера Юлии Махалиной (которая полюбилась белгородской публике по дебюту артистки в рамках фестиваля Belgorodmusicfest «Борислав Струлев и друзья»-2014) зрители увидели как классический балет с соблюдением строгих канонов, жестких форм, позиций, так и эксперименты, связанные с современной хореографией.

Слушатели насладились великолепным «Адажио» из балета Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» – дуэта Юлии Махалиной и Романа Белякова. Приятным «маленьким экспериментом» (Ю. Махалина) явилась хореографическая миниатюра «Капли на стекле», которая была посвящена 85-летнему юбилею со дня рождения композитора Микаэля Таривердиева. Пластичные движения артистки сопровождала любимая многими музыка из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» в фортепианном сопровождении Владимира Исаева.

Изящны и тонки были сольные номера Ю. Махалиной – «Адажио» Т. Альбинони, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Гносеана-1» Э. Сати. Па-де-де из балета А. Адана «Жизель», Па-де-де из балета П. Чайковского «Щелкунчик» в исполнении Елены Коцюбира и Алексея Насадовича были выразительны и чувственны. Гостей фестиваля порадовало безупречное дуэтное соло Александры Иосифиди и Романа Белякова в Па-де-де из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», фрагментах из «Кармен-сюиты» Ж. Бизе – Р. Щедрина, Адажио из балета И. Стравинского «Жар-птица». Солисты театра «Молодой балет» Белгородского государственного института искусств и культуры – Карина Бабакина и Владимир Таранюк – вместе со студентами БГИИК представили «Адажио» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» и фрагменты из балета «Шопениана».

22

Первый и заключительный фестивальные вечера украсила поэзия в исполнении ведущего фестиваля – лауреата Премии Москвы и Российской Национальной музыкальной премии «Овация», обладателя гранта Президента РФ Петра Татарицкого. Чувственно и тонко из его уст лилась вдохновенная поэзия Александра Блока, Иосифа Бродского, Игоря Северянина, Александра Вертинского.

221

 

Великое искусство Серебряного века с его новаторскими поисками, смелыми решениями, изяществом балета, красотой поэзии, гениальной музыкой невозможно было уместить в рамки одного фестиваля и трех концертов. Однако благодаря фестивалю «Шереметевские музыкальные ассамблеи» белгородцы смогли почувствовать необыкновенную атмосферу, которая насыщала культуру того времени, услышать и увидеть выдающихся исполнителей, деятелей культуры, артистов современности, познакомиться с их удивительным творчеством. Впереди новые имена, новые яркие программы в рамках будущего фестиваля, который Белгородская филармония готовит слушателям, с удовольствием вспоминая о событиях первого юбилея «Шереметевских музыкальных ассамблей».

Марина Андрейкина

Фото: Антон Черев, Константин Кошкин

Сайт Министерства культуры РФ