IV фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» – 2015. День первый


Очередной Шереметевский фестиваль, организованный – Белгородской государственной филармонией при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области начался в понедельник, 19 октября, и закончится 25 октября.

Светлана Боруха на Шереметевских музыкальных ассамблеях в Белгородской филармонии

Как и предыдущий фестиваль, прошедший в апреле 2014 г., нынешний фестиваль – тематический. Его программы сосредоточены на романтической культуре ХIХ века – музыке, изобразительном искусстве, литературе. Помимо трёх концертов – инструментально-симфонической, вокально-хоровой и вокально-симфонической музыки – в рамках фестиваля запланированы творческая встреча студентов учебных заведений искусств города с участниками фестиваля, творческая лаборатория, круглый стол по итогам фестиваля, выставки в литературном и художественном музеях, три пресс-конференции.

Пётр Татарицкий и Дмитрий Филатов на Шереметевских музыкальных ассамблеях в Белгородской филармонии

В центре нынешнего Шереметевского фестиваля – три концерта с симфоническим оркестром филармонии под управлением разных дирижёров (в концерте 19 октября дирижировал Дмитрий Филатов), выдающихся современных музыкантов и коллективов.

Ванесса Бенелли Мозелл на Шереметевских музыкальных ассамблеях в Белгородской филармонии

Инструментально-симфонический концерт 19 октября представил белгородской публике знаменитые виртуозные сочинения ХIХ века для фортепиано (Р. Шуман – соч. 54 Концерт ля минор в трёх частях), виолончели (К. Сен-Санс – соч.33 Концерт ля минор, одночастный), скрипки (К. Сен-Санс – соч. 28 Интродукция и Рондо-каприччиозо и П. Сарасате – соч. 20 «Цыганские напевы») в исполнении лауреатов международных конкурсов Ванессы Бенелли Мозелл (р. 1987), Бориса Андрианова (р.1976) и Никиты Борисоглебского (р.1985).

Борис Андрианов на Шереметевских музыкальных ассамблеях в Белгородской филармонии

Двое из них – живущая в Лондоне итальянская пианистка Ванесса Бенелли Мозелл и московский виолончелист Борис Андрианов – выступали в Белгороде впервые, а Никита Борисоглебский приезжает в наш город уже в четвёртый раз. Все трое принадлежат к числу самых известных и востребованных во всем мире музыкантов, но живое знакомство с ними было для белгородской публики, как и полагается на фестивале, открытием.

Никита Борисоглебский на Шереметевских музыкальных ассамблеях в Белгородской филармонии

Все исполненные в концерте сочинения принадлежат к вершинам виртуозной литературы для этих инструментов.

Молодая итальянская пианистка, по её собственным словам, выступает с исполнением шумановского концерта недавно, а это даёт основание думать, что её несомненно богатая виртуозность в исполнении романтической музыки обогатится новыми чертами.

Выбор произведений К. Сен-Санса для виолончели и скрипки в качестве флагмана инструментальной виртуозности XIX века в исполнении Бориса Анрианова и Никиты Борисоглебского был безупречен. Виолончельный концерт Сен-Санса с первых же мгновений покорил публику красотой звучания виолончели, как в технических, так и в лирических эпизодах и состоянием полного взаимного понимания солиста и оркестра. «Скромные достоинства содержания» (по выражению советского исследователя) виртуозных сочинений Сен-Санса обернулись самыми выигрышными сторонами для выдающихся молодых российских исполнителей, у которых именно технические моменты – в частности, изумляющая лазерной точностью чистота интонации скрипки Никиты Борисоглебского в Интродукции и Рондо-каприччиозо – приобретали глубинный содержательный смысл.

Шереметевские музыкальные ассамблеи в Белгородской филармонии

Существенной составляющей концертов нынешнего Шереметевского фестиваля стало приглашение в качестве ведущего Петра Татарицкого – актёра, режиссёра, ведущего концертов Московской филармонии, а также различных музыкальных программ, и не только в области классической музыки.

Пётр Татарицкий на Шереметевских музыкальных ассамблеях в Белгородской филармонии

В концерте 19 октября Пётр Татарицкий выступил и как актёр-чтец, предварив исполнение солистами «Элегии» А. С. Аренского (III часть фортепианного трио ре минор, соч.32), собственным превосходным прочтением стихотворения драматической актрисы и поэтессы Карины Диодоровой-Филипповой «Таяла Саския, таяла, таяла, как свеча»; стихотворением, удивительно созвучным возвышенно-скорбным настроениям «Элегии», отчего музыка приобретала особенно выразительные дополнительные смыслы.

Праздник высокой классики продолжится 22 октября. И кто знает, какие ещё сюрпризы «от Петра Татарицкого» ожидают слушателей на следующих концертах?

Музыкальный обозреватель БГФ Нина Синянская

(фото Антона Черева)