Струлёв-fest: ни дня без гения


IV Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» посвящён памяти Елены Образцовой и Святослава Бэлзы. В первый день весны Борислав Струлёв привёз в город настоящие музыкальные легенды, пишет корреспондент ИА «Бел.ру» Виталина Скрипина.

У организаторов не было ни тени сомнения, кому посвятить IV фестиваль. Оперную приму Елену Образцову и всемирно известного литературоведа Святослава Бэлзу Белгород увидел благодаря виртуозу-виолончелисту и его фестивалю. Выступление Елены Образцовой на сцене Белгородской филармонии стало одним из последних в жизни оперной певицы, и Белгород запомнил эту встречу навечно.

«Мы привезли для вас абсолютно легендарных и лучших музыкантов мира. Я до сих пор не могу поверить, но они тут, они с нами! – говорит арт-директор Фонда развития классического музыкального искусства, художественный и музыкальный руководитель фестиваля BelgorodMusicFest Борислав Струлёв. – Каждый день мы добавляем новые сюрпризы. А сегодня премьера на премьере и легенда за легендой».

Музыкальную программу первого фестивального дня открыла знаменитая Чакона из Партиты № 2 И. Баха в оркестровой транскрипции, созданной великим Натаном Рахлиным и завершённой маэстро Аркадием Лейтушем, которую исполнил симфонический оркестр Белгородской филармонии.

Маэстро Аркадий Лейтуш впечатлил публику эмоциональной манерой передачи образов Баха, то трагических, то светлых и лирических.

Вместе с симфоническим оркестром один из лучших скрипачей планеты Виктор Третьяков исполнил Концерт Макса Бруха для скрипки с оркестром соль минор. Восхищённая публика долго не отпускала музыканта со сцены продолжительными и громкими овациями.

После легендарного скрипача на сцене появился не менее известный солист Большого театра России, народный артист Владимир Маторин – «актёрище», как называет его Борислав Струлёв, и «большой бас Большого театра», как зовут его коллеги по цеху.

Своё выступление он начал с «Песни варяжского гостя» из оперы «Садко»Римского-Корсакова. Харизматичный и артистичный Владимир Маторин покорил сердца не только белгородцев, но и скрипачек оркестра. Галантный музыкант после каждого номера целовал руки милым скрипачкам и посылал воздушные поцелуи всему коллективу.

Впереди слушателей ждала мировая премьера! Впервые виолончельная соната Сергея Рахманинова прозвучала в оркестровой транскрипции для виолончели и симфонического оркестра Аркадия Лейтуша. Музыканты исполнили третью часть этой сонаты. Солист Борислав Струлёв оставил свою яркую, эмоциональную игру на «десерт» и исполнил эту виолончельную партию сдержанно.

Сохраняя серьёзный музыкальный тон, Сергей Дрезнин вместе с Бориславом Струлёвым и симфоническим оркестром исполнили эпическую поэму «Песни Победы» – своеобразное попурри на тему песен Великой Отечественной войны. Композиция должна была стать финалом первого концертного отделения, но Борислав Струлёв попросил у слушателей ещё пару минут: «У нас огромный перебор в плане времени, но я не могу отпустить маэстро Аркадия Лейтуша, – пояснил виолончелист. – Оркестр после такой трагедии должен открыться вам с другой стороны». И со словами «с любовью из Америки» Аркадий Лейтуш исполнил пьесу Дюка Эллингтона.

Во втором отделении симфонический оркестр сменил оркестр русских народных инструментов под руководством Евгения Алешникова.  Он открыл отделение исполнением «Светлого праздника» Сергея Рахманинова.

Ключевой фигурой этой части фестиваля стал Владимир Маторин. На сцене развернулась потрясающая игра одного актёра. Исполняя русские народные песни, Владимир Маторин переживал за своих героев, проживал их жизни, радовался, страдал и любил…

Гости вечера смогли насладиться такими песнями, как «Славное море – священный Байкал», «Мчится тройка почтовая», «Во деревне то было в Ольховке», «Из-за острова на стрежень», «Ах, Настасья», старинными романсами «Ямщик, не гони лошадей», «Улица, улица», «Живёт моя отрада».

«Белгородский оркестр русских народных инструментов почему-то не академический. Уже пора академическим становиться! – заявил Владимир Маторин. – В тех городах, где есть оркестр русских народных инструментов, душа становится трепетнее, потому что ничто так не выражает настоящий русский дух, как этот оркестр. Мало того, что есть трепетность вибраций, есть ещё разлив русской души: от безмятежной, безудержной тоски смертельной до такого пьяного, неудержимого».

Это была настоящая игра чувств и музыки. Первый бас страны по-настоящему взволновал русскую душу гостей.

В продолжение темы солист оркестра народных инструментов Юрий Тимко сыграл вариации на тему народной песни «Валенки».

В финале первого концертного дня слушателей ждала ещё одна мировая премьера – выступление Борислава Струлёва вместе с оркестром русских народных инструментов. На сцене появился тот самый Борислав, которого привыкли видеть зрители: харизматичный, заводной и экстравагантный  музыкант в красной шляпе. Фантазия «Цирк» Сергея Дрезнина на темы Исаака Дунаевского стала яркой точкой музыкального вечера. Это сумасшедшая феерия, буйство красок, кстати не только музыкальных… После громких залпов зал осыпало цветное конфетти. На миг он превратился в настоящую арену цирка.

Несмотря на то, что следующий концерт запланирован на 4 марта, музыканты расслабляться не планируют. 2 марта фестиваль переместится в Губкин, где на сцене ДК «Форум» выступят Борислав Струлёв и его друзья. По традиции программа выступления станет очередным сюрпризом для жителей региона. Но можно смело сказать о том, что таких грандиозных музыкантов Губкин увидит впервые.

А 3 марта жителей Белгорода ждут встреча с пианистом Сергеем Дрезниным, а также просмотр его мюзикла «Екатерина Великая», который уже оценили жители Екатеринбурга.

Виталина Скрипина (фото автора).

Читать материал на ИА «Бел.ру»