IV BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» начался


Первый день весны начался в Большом зале Белгородской филармонии главным культурным событием года – концертом-открытием IV Международного музыкального фестиваля «Борислав Струлёв и друзья». Верный своему девизу «удивлять, восхищать и радовать», арт-директор фестиваля приготовил Белгородчине музыкальный праздник «от классики до джаза», в котором многое отмечено знаком «впервые».

Впервые концерты фестиваля будут проходить не три дня как раньше, а целую неделю, с 1 по 7 марта. Впервые фестиваль напрямую коснётся Белгородской области, а именно 2 марта Борислав Струлёв, Сергей Дрезнин, Анна Боровик и Евгений Алешников едут в Губкин. Впервые в фестивальных концертах помимо ежегодных белгородских филармонических участников – Камерного оркестра Mezzo Music под управлением Натальи Боровик и Камерного хора под управлением Елены Алексеевой – задействованы орган, симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов БГФ. Впервые состоится видеопремьера мюзикла «Екатерина Великая» и встреча с его автором Сергеем Дрезниным. Концерты фестиваля будут проходить не только в обычное время, но и поздно вечером.

Наконец, – и это определяющая черта каждого BelgorodMusicFest,а – на IV фестивале будет представлено созвездие прославленных исполнительских имён, россыпи премьерных исполнений (не только белгородских, но и мировых) и те новые увлекательные экспериментальные формы концертных выступлений, с которыми белгородские слушатели вот уже четвёртый год знакомятся благодаря неиссякаемой энергии неутомимого Борислава Струлёва.

Музыкальные праздники такого масштаба и размаха ежегодно проходят благодаря поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области, который недавно возглавила директор Белгородской филармонии Светлана Юрьевна Боруха. Впечатляющий почти четырёхчасовой концерт открытия фестиваля был отмечен слушательским присутствием губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко, по чьей инициативе четыре года назад был создан этот Фонд.

Нынешний фестиваль был посвящён памяти великих деятелей российской музыкальной культуры Елены Васильевны Образцовой и Святослава Игоревича Бэлзы, участие которых в белгородских фестивалях прошлых лет навсегда останутся незабываемыми страницами его истории. Перед началом концерта было зачитано письмо от Фонда Елены Образцовой в адрес Борислава Струлёва, Попечительского совета Фонда со словами благодарность за теплоту и заботу, которой была окружена Елена Васильевна на фестивале в Белгороде в прошлом году.

Участие русских музыкантов-исполнителей мега-звёздной величины – фирменный знак белгородских фестивалей Борислава Струлёва. Таким в этом году стал скрипач Виктор Третьяков (р.1946), одна из легенд советской скрипичной школы, чей блистательный след в современном скрипичном исполнительстве длится вот уже более полувека.

По выражению одного из критиков, «Виктор Третьяков – музыкант мировых достижений советской державы – от полёта Ю. Гагарина в космос до несомненного лидерства в гонке артистических достижений». «Эталонным скрипачом во всём объёме этого понятия» назвал его Юрий Башмет.

Виктор Третьяков – ученик одного из столпов советской скрипичной педагогики Юрия Исаевича Янкелевича, который растил талантливого мальчика от первых классов Центральной музыкальной школы-десятилетки до ассистентуры-стажировки на протяжении 20 лет. Первокурсником Московской консерватории В. Третьяков стал лауреатом I премии на 3-м Международном конкурсе им. П. И Чайковского в 1966 г., после чего последовали десятилетия триумфальных гастролей по всему миру, сопровождаемые восторженными отзывами прессы.

В Белгороде народный артист ССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, профессор Кёльнской Высшей школы музыки, президент Музыкального фонда им. Ю. И. Янкелевича Виктор Третьяков с симфоническим оркестром филармонии под управлением Аркадия Лейтуша исполнил красивейший трехчастный романтический концерт Макса Бруха, погрузив слушателей в ту гармонию своей исполнительской индивидуальности, в которой соединяются красота звука, редкое чувство меры, благородство, искренность и простота, наряду с мощью и волевым напором. Слушая в исполнении В. Третьякова Концерт М. Бруха, белгородская публика в полной мере могла ощутить точность одной из критических оценок исполнительского мастерства скрипача – «ему присуща совершенно фантастическая музыкантская воля и завидная способность играть, не давая слушателю возможности отвлечься ни на что, включая оркестр». И оркестр с маэстро А. Лейтушем, словно вторя этим словам, сопровождал солиста наивозможнейше бережно, словно неся наполненную до краёв чашу с драгоценным вином.

Первое – симфоническое – отделение концерта проходило под руководством американского дирижёра русского происхождения Аркадия Лейтуша (р. 1951). Оно включало в себя и дебют на белгородской сцене знаменитого баса, солиста Большого театра, народного артиста РФ Владимира Маторина, и белгородские и мировую премьеры симфонических аранжировок Аркадием Лейтушем как классики (Чакона ре минор И. С. Баха и Andante 3-й части виолончельной сонаты С. Рахманинова), так и джаза (пьесы Дюка Эллингтона Sophisticated Lady и I’ve got it Bad), и фантазию «Песни Победы» Сергея Дрезнина на темы песен Великой Отечественной войны для фортепиано, виолончели и симфонического оркестра.

Жанровое разнообразие и эмоционально-образная ёмкость первого отделения соответствовала масштабу целого концерта, но в захватывающей новизне и высочайшем исполнительском уровне больших разноплановых фрагментов первого отделения время летело стремительно. Главная объединяющая фигура дирижёра Аркадия Лейтуша выступала здесь и в новом качестве композитора-аранжировщика. Ученик выдающегося советского дирижёра Натана Рахлина, Аркадий Лейтуш долгие годы проработал с оперно-симфоническими оркестрами Сибири, а последние 20 лет живёт в Америке, продолжая дирижёрскую деятельность. Сегодня его называют одним из наиболее одарённых дирижёров среднего поколения, успешно выступающего с оркестрами США, Латинской Америки, Европы. Исполнение на концерте-открытии фестиваля Чаконы Баха в бережно восстановленной Аркадием Лейтушем аранжировке Натана Рахлина в позднеромантическом брамсовском стиле, этой мощной и трагически-величественной музыки, прекрасно корреспондировало с посвящением фестиваля памяти Елены Образцовой и Святослава Бэлзы. Такое впечатляющее начало первого фестивального концерта предварялось связанной с этим произведением почти детективной историей, прозвучавшей на пресс-конференции 26 февраля, историей, куда были вплетены имена Натана Рахлина, Фуата Мансурова и других ушедших корифеев русского дирижёрского искусства конца ХХ – начала ХХI вв.

Если Чакона впечатляла использованием духовых, особенно медных в огромном оркестре четверного состава, то сделанная А. Лейтушем оркестровая аранжировка медленной части виолончельной Сонаты С. Рахманинова (солировал Б. Струлёв) была гимном певучей нежности струнных.

Музыка пианиста и композитора Сергея Дрезнина (р.1953) звучала на одном из первых концертов Борислава Струлёва в Белгороде в отсутствии автора. Нынешний фестиваль предлагает белгородцам знакомство с проживающим в Германии русским музыкантом насколько это возможно «в полный рост», поскольку его творческие интенции очень близки по духу арт-директору белгородского фестиваля. В концерте-открытии фестиваля музыкальный Белгород буквально ахнул от талантливейших фантазий-аранжировок С. Дрезнина, в которых автор исполнял партию фортепиано – «Песни Победы» для фортепиано, виолончели (Б. Струлёв) и симфонического оркестра и Фантазия «Цирк» на музыку И. Дунаевского из одноименного кинофильма, исполненного оркестром русских народных инструментов (дирижёр – Евгений Алешников, солист – автор). Фантазии – аранжировки С. Дрезнина – отнюдь не калька знаменитых и любимых советских мелодий, а яркое и современное воссоздание образов ушедшей эпохи, воссоздание, выполненное не только талантливо и чутко, но и с большим уважением к оригиналу.

Любящая хорошие голоса белгородская публика ещё в первом отделении в оперных ариях оказала очень тёплый приём знаменитому басу с мировым именем, обладателю мощного голоса густого и глубокого тембра Владимиру Маторину. Ему, великолепному представителю «родины басов», было отдано второе отделение, где певец исполнял русские народные песни в сопровождении оркестра русских народных инструментов под управлением Евгения Алешникова и где восторги публики едва ли не после каждого номера переходили в овации.

Заканчивая первый фестивальный день и дав публике один день для отдыха, арт-директор фестиваля пригласил всех на видеопремьеру мюзикла С. Дрезнина «Екатерина Великая», Просмотр состоится в Большом зале филармонии 3 марта. Начало в 21:00.

Музыковед БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева).